Дорогие друзья!
В этом разделе я описываю мой личный опыт работы бизнес-коучем во многих российских компаниях.

Это довольно подробная инструкция, которая поможет вам ясно представить себе - что такое процесс бизнес-коучинга и как правильно организовать этот процесс в компании.

Что необходимо знать и делать коучу, чтобы процесс бизнес-коучинга проходил ритмично, эффективно и успешно.

Если Вы пока только интересуетесь этим направлением работы коуча внутри компании, то можете начать с изучения предыдущего раздела "Бизнес-коучинг. Основные положения".

А затем, чтобы расширить представления о работе бизнес-коуча внутри организации, Вы сможете вернуться к изучению полной инструкции.

1. Самое главное на начальном этапе знакомства с бизнес-коучингом – это помочь клиенту получить достаточную ясность о самых значимых вещах:

  • о самом явлении коучинга – что это за вид профессиональной помощи, в чем его отличие от тренинга, самообучения, консультирования, в каких случаях коучинг наиболее эффективен, а когда - менее.
    Коучинг- это методика саморазвития, самореализации человека в нашем мире. А также коучинг - это система интенсивных тренировок важнейших жизненных, профессиональных, социальных представлений, навыков, качеств, компетенций, стратегий и т.п.
  • о том, как вообще проходит коучинг - это ваш клиентский опыт получения профессиональной помощи коуча - как услуги,
  • о необходимых логистиках - частота и продолжительность встреч и работы с коучем, а также интенсивность самостоятельной работы вне коуч-сессий,
  • об ожидаемых результатах занятий коучингом – какие гарантии может дать коуч своему клиенту
  • о принципе изначального прояснения позиций (кто есть кто и кто что делает)
  • и о разделении ответственности коуча и его клиента (кто за что несет ответственность)

Для прояснения клиенту - как происходит процесс бизнес-коучинга, - обычно коуч использует первую вводную сессию – беседу продолжительностью до одного часа. В ходе этой беседы коуч рассказывает своему клиенту необходимые правила и стандарты в коучинге, а также обстоятельно, с примерами из практики отвечает на всевозможные вопросы своего клиента. Обычно после такой вводной беседы можно свидетельствовать следующие вещи:
клиент и коуч устанавливают хороший рабочий и личный контакт
у клиента появляется достаточная ясность и адекватное представление и предстоящей коучинговой работе над своими задачами: как с коучем во время сессий, так и «дома», в процессе самостоятельных занятий в перерывах между встречами. Клиент испытывает явное психологическое расслабление и достаточно комфортно наинает ощущатьсебя по мере прояснения всех интересующих его нюансов такой работы над собой. Клиент во время вводной беседы наполняет все свои «пробелы» и дефицит реальной информации о коучинге соответствующими фактами и данными, которые предоставляет ему коуч.
Как результат – у клиента к концу вводной беседы есть достаточная мотивация, интерес и даже энтузиазм приступить к работе над своими задачами с помощью профессионального коуча незамедлительно, то есть в соответствии с обсужденными логистиками.
После успешной вводной беседы можно приступать к коучингу.

2. Процесс бизнес-коучинга имеет свои особенности организации и проведения, я назову самые существенные из них.

· В проекте могут участвовать 2 и 3 стороны: Заказчик (лицо или лица, которые заказывают и оплачивают услугу профессионального коучинга), Клиент (тот, кто получает услугу коучинга), они могут совмещаться также и в одном персонаже, и третья сторона – коуч, представитель коучинговой компании, либо свободно практикующий специалист (фри-ланс).
· Бизнес-коучинг начинается с обсуждения актуализации заказа на коучинг как профессиональную помощь в развитии необходимых знаний, представлений, компетенций, навыков Клиента: личных, профессиональных, корпоративных, социальных. Заказчик и Клиент принимают в этом процессе самое активное участие. Полная ясность заказа коучу и согласие Заказчика с предложенными логистиками и общими принципами коучинга позволяют приступить к этой работе коучу и Клиенту.
· Бизнес-коучинг как процесс стороны организуют обычно как контракт продолжительностью в 3-6 месяцев с периодичностью встреч (или телефонных коуч-сессий) в среднем 1 раз в неделю по 1 часу или 1,5 часа, по согласованию. Обычно встречи с коучем проходят на территории Заказчика Клиента, вне его рабочего кабинета, предпочтительно в нейтральной обстановке наподобие переговорной комнаты или корпоративного учебного класса.
· Бизнес-коучинг часто проходит в режиме подотчетности Заказчику или его представителю, который курирует данный проект. Это обозначает, что Клиент и коуч после каждой коуч-сессии направляют Заказчику (или куратору проекта) краткий актуальный отчет о проведенной работе. Этот отчет не раскрывает полностью содержания беседы, которое строго охраняется профессиональным требованием полной конфиденциальности коуч-сессий. Однако, в этих отчетах коуч и его Клиент информируют Заказчика (куратора) о том, какие ключевые открытия и находки совершил Клиент во время сессии, как он намерен применить их («успешно конвертировать») в своей работе, какие успехи показал со времени предыдущей коуч-сессии, какие домашние задания получил и взял «к выполнению и тренировке», на какие вопросы решил обратить свое внимание, о чем подумать до следующей встречи с коучем и т.п.

  • Часто контракт на бизнес-коучинг подразумевает также тройственные встречи (Заказчик или куратор проекта, Клиент – менеджер, который получает услугу коучинга, - и сам коуч), проводимые примерно раз в месяц по 15 минут. Эти встречи проходят обычно как начало очередной сессии, где стороны обсуждают динамику работы коуча и его Клиента, а также возможные пожелания по изменению или развитию тематики работы, логистик и т.п.
  • По истечении контрактного периода (обычно за время контракта Клиент получает порядка 15 коуч-сессий и проходит 2-3 промежуточные контрольные встречи всех трех сторон) стороны подводят итоги проекта и принимают соответствующее решение. Речь может идти о завершении работ Клиента с коучем. Либо об временном приостановлении сессий (сроком не менее чем на 3-6 месяцев для продолжения самостоятельной работы Клиента, усвоившего за время работы с коучем сами основы и подход коучинга как стратегии саморазвития и эффективной самоорганизации). А также, иногда, речь может идти о продолжении контракта еще на несколько сессий, если такая потребность есть и ее признают все 3 стороны.
  • Все, что обычно происходит во время сессий бизнес-коучинга, - это конфиденциальные беседы на темы, актуальные для Клиента и по его выбору, но в рамках заказа, которые обсуждаются в самом начале проекта (см.п.2). Кроме того, во время коуч-сессий коуч предлагает Клиенту массу упражнений и актуальных тренировок, которые помогают тому прямо на сессии обучаться и осваивать новые стратегии, подходы, приемы, принципы, в конечном итоге позволяющие Клиенту качественно изменить, развить и улучшить свою самоорганизацию на всех критических уровнях. Речь идет о качественном и надежном овладении самыми успешными навыками самоорганизации мышления Клиента, его речи (коммуникаций) и его поведения в актуальных социальных системах: семья, компания, профессионально сообщество и т.п. В фокусе внимания на сессиях бизнес-коучинга всегда находятся усилия Клиента, направленные на его развитие как личности, менеджера, руководителя, предпринимателя, профессионала, специалиста и т.п.

4. Темы для исследования и развития в коучинге, которые интересны Заказчику и Клиенту, касаются прежде всего повышения личностной, коммуникативной и управленческой составляющих эффективности их деятельности.

Эффектом от такой интенсивной работы по самоисследованию и развитию навыков самоорганизации обычно является существенный эмоциональный «бонус» в виде нового качества уверенности и энтузиазма, который Клиент естественным образом и легко конвертирует в мощную мотивацию к работе.

А также к передаче полученных знаний, навыков и «иных бонусов» от коучинга своим подопечным. По моему опыту, запрос и ожидания Ваших Клиентов Заказчиков бизнес-коучинга - это территория максимальной пригодности коучинга как профессиональной помощи в развитии и как метода достижения безупречной самоорганизации на всех трех уровнях:

!!! мышления,
!!! общения,
!!! взаимодействий.

Я представляю себе, что достичь убедительных и устойчивых результатов эти Клиенты смогут, сделав несколько шагов.

  • Сначала необходимо осознать и признать нынешние границы освоенной части своего личностного, профессионального, корпоративного, социального , духовного потенциала. Затем нужно признать саму возможность быстрого, управляемого и заметного расширения этих границ освоенного. Также важно признать свое 100%-ное авторство в этом процессе – от принятия решения посвятить свой коучинг научению «Как я смогу научиться постоянно и самостоятельно расширять свои границы» и до воспитания внутренней дисциплины постоянного самонаблюдения, самоисследования, саморазвития и регулярных тренировок своих необходимых качеств, навыков, стратегий.
  • В ходе такой работы – с коучем на сессиях и самостоятельно между встречами, - Клиент, работая над своими задачами, подспудно также осваивает основные принципы коучинга как одной из трех важнейших управленческих компетенций (Менеджмент, Лидерство, Коучинг – классика науки и искусства настоящего управления взаимоотношениями в бизнесе). Приобретение начальной коуч-компетенции - это всегда для моих Клиентов является приятным и ценным «побочным продуктом» от бизнес-коучинга как полученной ими профессиональной услуги. За этим стоят несколько вещей: от обмена информацией, идеями и экспертизой с коучем во время сессий – и до конфронтации с собственными шаблонами мышления, речи и действий, а также регулярное взаимодействие с коучем как с хорошей ролевой моделью высококачественной самоорганизации, что часто является в лучшем смысле вызовом, а именно - мотивирующим вызовом для Клиента.

5. В заключение скажу, что уровень сложности и инновационности тренировок, упражнений, идей, которые я предлагаю своим Клиентам во время сессий и в домашних заданиях, всегда соответствует уровню их запроса на изменения, согласуется с естественными границами освоенного ими собственного потенциала, с одной стороны. А с другой стороны – уровень предлагаемых коучем вопросов и заданий неизменно создает некоторый импульс к расширению этих границ прямо на сессии, во время наших обсуждений и тренировок, которые носят традиционно интенсивный, уважительный и даже немного «спортивный» по духу характер, закаляющий и укрепляющий эмоционально-волевую сферу Клиента.

Lada Su
Бизнес-Коуч, автор программ и со-основатель
Русской Школы Коучинга "Восток-Запад"